Дубликат бесценного груза вынут из реестра

Власти обещают улучшить клиентский опыт граждан за счет цифровизации

«Цифровой профиль гражданина» (ЦПГ) — его концепция одобрена на прошлой неделе рабочей группой по нормативному регулированию при АНО «Цифровая экономика» — изменит модель взаимодействия граждан, государства и компаний. Ведомствам придется перейти на реестровую модель хранения данных и отказаться от бумажных документов, нынешняя модель госуслуг по запросу тоже уйдет в прошлое — ее сменят «суперсервисы», автоматически учитывающие потребности граждан в конкретной ситуации. Сами граждане получат контроль над доступом к данным о себе, а бизнес будет покупать их по гостарифам.

Разработкой документа занимались Минкомсвязь и Банк России совместно с «Ростелекомом», против, по данным источников “Ъ”, выступали Минфин и Сбербанк. На создание системы будет потрачено 3,1 млрд руб. внебюджетных средств до 2021 года (cм. “Ъ” от 10 декабря 2018 года). Как заявляют авторы документа, возможность автоматизированного получения данных о гражданах и организациях через «единое окно» выгодна бизнесу и снижает его риски, государству позволит сократить бюрократию, а гражданам обеспечит комфорт при получении государственных и частных цифровых услуг (развитию их рынка также должен способствовать запуск ЦПГ). Первым пилотным проектом для ЦПГ станет сервис по выдаче кредитов, который запустят до конца года (см. “Ъ” от 8 февраля).

Инфраструктура профиля будет состоять из системы идентификации (на основе Единой системы идентификации и аутентификации, ЕСИА, а в некоторых случаях — Единой биометрической системы), записей реестров ведомств, распределенной структуры данных, содержащей ссылки на эти записи, и сервиса по управлению согласиями, позволяющего гражданину давать и отзывать разрешения на обработку своих персональных данных. При этом синхронизация ЕСИА и ГИС изменит сам принцип взаимодействия граждан с властями и компаниями — пользователю больше не нужно будет вводить данные о себе для последующей проверки по базам ведомств, они будут загружаться автоматически. Реализация ссылочной системы, в свою очередь, потребует перехода всех госорганов—поставщиков данных на реестровую модель (когда юридической значимостью обладает запись в реестре, а не бумажное свидетельство) — идея давно лоббируется Минэкономики и закреплена нацпроектом «Цифровая экономика». Архитектура ЦПГ будет привязана к создающейся Национальной системе управления данными (НСУД) «в рамках правил, нормативных правовых ограничений, а также разработанной НСУД модели».

Разработчики исходят из того, что физлицо вправе свободно распоряжаться доступом к своим данным, а их использование и передача могут происходить только с его согласия. Наиболее востребованные данные (такие как копии документов личного хранения) будут храниться непосредственно в ЦПГ, а остальные — в ГИС, где они создаются. Само же «цифровое согласие» (или его отзыв) также станет юридически значимой реестровой записью и будет предоставляться как разово, так и на определенный срок.

Коммерческим организациям ЦПГ даст возможности получать и обновлять данные о клиентах — в первую очередь это нужно финансовым организациям, обязанным актуализировать персональные данные клиентов, негосударственным пенсионным фондам, страховым компаниям, а также тем, кому важна идентификация клиента (операторам связи и др.). Для коммерческих потребителей доступ будет платным — тарифы и порядок определит правительство.

С точки же зрения госуслуг ЦПГ должен способствовать переходу от модели услуг по запросу к обработке жизненных ситуаций, так называемым суперсервисам. Это должен обеспечить аналитический сервис для проактивных услуг — так, после регистрации в реестре ЗАГС сведений о рождении ребенка все остальные процедуры (выплаты, запись в детский сад, получение ОМС и СНИЛС, регистрация по месту жительства) будут запускаться автоматически с согласия гражданина.

Надежда Краснушкина


Распечатать