Исследование: в каких странах инвесторы стартапов проводят самые дорогие выходы



Анализ 242 стартапов от посевного венчурного фонда Founder Collective.

За последние два десятилетия «Залив» в Сан-Франциско стал лучшим местом для создания стартапа, но это не единственное место, где предприниматель может создать успешную и дорогую компанию, считают авторы исследования.

Фонд собрал самые успешные стартапы США, Европы и других стран, учитывая их стоимость выходов в качестве ключевой метрики.




Авторы рассмотрели слияния, поглощения и IPO стартапов с января 2009 года по 1 августа 2019 года, акцентируя внимание на сферы ПО и электронной коммерции. Данные они собрали в таблицу, куда вошли 242 стартапа.

Допущения авторов

  • В статистику не включены компании из сферы биотехнологий, энергетики и наук о жизни.
  • Фонд признает, что стоимость выхода из стартапа — запаздывающий индикатор, так как стоимость публичных компаний с годами менялась. В случае частных поглощений — не учитывались нюансы по прибыли и убыткам.
  • Одно крупное IPO может изменить рейтинг, но, по словам авторов, «это самый точный инструмент измерения успеха» в их распоряжении.
  • Авторы анализировали города и страны, где находятся проекты, в которые они планируют инвестировать, поэтому из анализа исключены азиатские технологические компании. По словам представителей фонда, у Индии большой потенциал, но их стартапы пока больше ищут финансирование, чем проводят выходы. Япония развивает существующих игроков на рынке, а не стартапы. На рынок Китая трудно зайти внешним инвесторам, оценивать его сложнее, учитывая синергию с государством.

Результаты

«Залив» Сан-Франциско не имеет себе равных

В Сан-Франциско, где расположена Кремниевая долина, находятся самые успешные стартапы в мире, считают авторы исследования. Например, выход Uber превышает выходы любой компании из других городов или стран.




Сан-Франциско

В анализе авторы остановили подсчёт на 20 компаниях из Сан-Франциско, общая стоимость которых приближается к $1 трлн. Если убрать из списка Facebook, стартапы «Залива» сгенерировали капитализацию в десять раз больше, чем ближайшие конкуренты.

Тем не менее шесть технологических центров США за пределами «Залива» сгенерировали выходы из стартапов на общую сумму более $250 млрд, а за десять лет объём выходов в 17 ведущих регионах мира превысил $500 млрд.

Бостон — центр потребительских технологий

В Бостоне больше «единорогов», чем в любом другом городе или стране, причем без учёта стартапов в области биологии. По словам авторов исследования, стереотипное представление о Бостоне — как «о рае для HardTech» — ошибочно.




Бостон

Кроме iRobot, Kiva, проектов по 3D-печати Formlabs и Desktop Lab, большинство стартапов Бостона связаны с пользователями. С 2009 года три из пяти самых дорогих выходов из стартапов в Бостоне связаны с потребительскими технологиями — Wayfair, TripAdvisor и CarGurus.

Лос-Анджелес — дом для электроники

Это единственное место за пределами Сан-Франциско, где выходы из стартапов измеряются миллиардами в двузначных значениях — Snap, Roku и The Trade Desk. Половина из топ-10 компаний относятся к сфере электроники, например, Beats, Oculus, Sonos, Ring.




Лос-Анджелес

Нью-Йорк — центр высоких технологий



Этот город — «лучшее место» для запуска стартапа в области потребительских товаров. Лидеры среди стартапов электронной коммерции — Etsy и Jet. А самый успешный проект Нью-Йорка за последнее десятилетие не связан напрямую с потребительскими брендами — это разработчик баз данных MongoDB.




Нью-Йорк

Ещё в десятке лучших один из главных разработчиков в сфере коммерческого ИИ LivePerson и создатели медицинских сервисов Flatiron Health.

Сиэтл — влияние корпораций переоценивается

Одно из убеждений предпринимателей в том, что присутствие крупнейших корпораций делает город хорошим «стартап-хабом», пишут авторы исследования. В теории сотрудники корпораций становятся основателями стартапов. Для дальнейшего роста нанимают топ-менеджеров компаний, а если новое предприятие терпит неудачу — возвращаются в корпорацию.




Сиэтл

Но Сиэтл оспаривает эту гипотезу. Microsoft и Amazon — крупнейшие технологические компании, которые переходят отметку в $1 трлн капитализации, но при этом за последние десятилетие стоимость выхода из стартапа в городе на 20% меньше, чем в Бостоне и Лос-Анджелесе.

Израиль — «нация стартапов» — оправдывает своё название




Израиль

Израильское технологическое сообщество делает всё возможное, чтобы соответствовать названию Startup nation, считают авторы. С населением всего в 9 млн человек их показатели стартапов превосходят показатели Германии и Франции вместе взятых.

Как и Бостон, Израиль пострадал из-за исключения из исследования части научных сфер, но тем не менее авторы указывают, что инженеры страны склонны к потребительским приложениям — в числе лучших проекты Mobile Eye и Waze.

Юта и Колорадо — магия Горного Запада

По словам авторов исследования, Юта производит впечатление технологического города, и этому не нужно удивляться — выпускниками Университета Юты стали инженеры-основатели Pixar, Adobe и Silicon Graphics.




Юта

В штате за последние десять лет прошло выходов на $20 млрд в самых разных сферах — от образования, косметики и производства матрасов до потребительской электроники.

Объединённая стоимость стартапов Колорадо (также имеющего статус «очага технологий») и Юты превосходит Сиэтл, отмечается в исследовании.




Колорадо 

Скандинавские страны превосходят Германию, Англию и Францию

Шведские стартапы превзошли немецкие по стоимости выхода практически вдвое и полностью обошли французские. Вместе с Финляндией Скандинавские страны оспаривают статус Бостона и Калифорнии в качестве второго по эффективности мирового центра стартапов.




Швеция



Финляндия

Особенность скандинавских стартапов в том, как они влияют на мировую культуру. Spotify изменил способ потребления музыки, а Minecraft сформировал умы молодых инженеров по всему миру, отмечают авторы.




Германия

В Германии самый главный стартап — Rocket Internet, известный за клонирование популярных американских стартапов.




Англия



Франция



Австралия

Отличный стартап может быть запущен где угодно

В июле 2019 года аналитическая компания CB Insights опубликовала инфографику с самыми заметными стартапами во всех 50 штатах США. За последние несколько лет в штатах Роли, Бетесде, Индианаполисе, Нэшвилле, Фениксе, Колумбусе и Уэйне в Пенсильвании было несколько выходов стоимостью в миллиарды долларов.




Канада

Нет оснований считать, что эти компании перестали расти. Предполагается, что стоимость MailChimp из Атланты — около $10 млрд, лидер в области электронных медицинских карт Epic из Мэдисона зарабатывает миллиарды в год, а Red Hat из Роли куплена Intel за $33 млрд.

Инвесторам сложно охватить все направления, но предприниматель может создать что-то особенное практически где угодно, считают авторы Founder Collective. Запустить проект мирового уровня проще в устоявшемся месте, так как легче найти топ-менеджеров высшего звена, но десятки примеров показывают, что всё возможно, отмечают они.




Техас

В течение последних десяти лет практически ежемесячно технологические компании покупаются за $1 млрд и выше или становятся публичными, причём за пределами Сан-Франциско.




Нидерланды

Для предпринимателей и управляющих фондами в $100–500 млн необязательно смотреть на «Залив» Сан-Франциско — за последние десятилетие за его пределами были выходы из стартапов на сумму более $100 млрд. Каждая из этих компаний может обогатить своих основателей, окупить деньги венчурных инвесторов и заложить основу для новых технологических экосистем.




Иллинойс, Чикаго 

Предприниматели должны выбирать место для своего стартапа исходя из того, где это будет лучше для компании и их самих. Это решение будет определять ход жизни предпринимателя, и не должно диктоваться бизнес-моделью его инвестора, считают авторы исследования.





Распечатать