CША пытаются сдержать торговую экспансию Китая


США и их союзники со значительным запозданием осознали, какую опасность представляет для них глобальный китайский проект «Один пояс, один путь». Он включает строительство наземных коммуникаций (железных дорог и автобанов), а также создание портовой инфраструктуры для китайских торговых судов в Европе, Азии и Африке. Стоимость этого гигантского проекта может превысить 1 триллион долларов, в него уже инвестированы десятки миллиардов долларов. «Один пояс, один путь», он же «Новый шелковый путь», был запущен в 2013 году по инициативе председателя КНР Си Цзиньпина. Проект настолько стратегически важен для Китая, что правящая компартия внесла его в конституцию страны. Отдельно осуществляется программа «Цифровой шелковый путь», лидером которой является компания «Хуавэй».

Проблема для США (да и для большинства стран) заключается в том, что «Один пояс, один путь» может поставить партнеров Китая в серьезную зависимость от китайского экспорта и финансов. Получив иностранные порты и сухопутные пути, Пекин в конечном счете поставит под свой контроль международные транспортные коммуникации, глобальную торговлю, и это нарушит существующий мировой экономический порядок. По мнению историков, это будет означать возрождение древней системы зависимых от Китая в торгово-денежном отношении стран, практически вассалов «Поднебесной». Современный вариант «Великого шелкового пути» станет инструментом китайской гегемонии в то время, как другие страны превратятся в клиентов, обслуживающих китайские интересы.

В отличие от колеблющихся европейцев, руководство США уверено, что китайский мегапроект представляет угрозу для нынешней американской системы торговых и военных альянсов. Выступая на недавних слушаниях в Конгрессе США, председатель комиссии по американо-китайским отношениям в области экономики и безопасности Кэролин Бартоломью заявила, что Китай может использовать свои доминирующие позиции в портах Европы, Азии и Африки для того, чтобы полностью поставить под свой контроль налаженные цепочки по вывозу сырья и экспорта своих товаров. В крайнем случае Пекин будет готов закрыть доступ в эти порты для третьих стран.

С большим запозданием Соединенные Штаты и их ближайшие союзники — Япония и Австралия — выдвинули в ноябре прошлого года встречный глобально-инфраструктурный проект «Сеть голубых точек» (Blue Dot Network), который должен быть реализован под американским руководством в целях «устойчивого развития инфраструктуры в Индо-Тихоокеанском регионе и во всем мире» — без участия Китая. Однако вопросы финансирования, которое может составить свыше 1,7 триллионов долларов, находятся пока в стадии обсуждения. Европейский союз готов поддержать этот альтернативный план, но долго ждать не намерен, слишком далеко ушли китайцы в реализации своего проекта «Один пояс, один путь».

Хотя китайский проект «Один пояс, один путь» представляет угрозу для сформированной странами Запада системы мировой торговли, ряд европейских стран и банков пошел на сотрудничество с Пекином из конъюнктурных интересов. Так, Европейский инвестиционный банк (подконтрольный Евросоюзу) выделил китайской компании «Коско» (Cosco) кредит в 140 миллионов евро для модернизации порта в греческом Пирее. 90% китайского экспорта в Европу поступает морем, и поэтому Китай уже получил долю (вплоть до контрольной) более чем в 12 европейских портах, в том числе в Греции, Италии, Испании, Франции, Бельгии, Нидерландах и на Мальте. Все эти порты станут составной частью проекта «Один пояс, один путь». Обозреватели отмечают, что европейцы вынуждены идти на эти риски, поскольку китайские инвесторы реально модернизируют портовую инфраструктуру, создают рабочие места и улучшают экономическую конъюнктуру в нынешних непростых условиях.

По данным японского агентства Никкей (Nikkei), китайские компании инвестировали за 10 лет свыше 11 миллиардов долларов в строительство или модернизацию 25 портовых сооружений в 18 странах мира. Основные работы осуществляли две государственные компании — «Чайна мёрчантс груп» (China Merchants Group) и «Коско». Именно «Коско» совершила в 2016 году сенсационную сделку с греческим правительством, приобретя за 655 миллионов долларов контрольную долю в крупнейшим порте Пирей. Компания «Коско» уже взяла контейнерные терминалы Пирея в аренду на 35 лет. Кроме Пирея, под контролем Китая находятся крупнейшие порты в Пакистане (Гвадар), Сомали (Джибути), а также на Шри-Ланке (Хамбантота), который взят в аренду на 99 лет.

Предоставляя кредиты, Китай загоняет своих партнеров в «долговую яму». «Один пояс, один путь» обернулся неслыханным уровнем коррупции и задолженности для многих стран. В позапрошлом году правительство Шри-Ланки отказалось от порта, построенного на китайские инвестиции, поскольку было не в состоянии его финансировать. Оказался нерентабельным железнодорожный хаб в Казахстане (сухой порт Хоргос), поскольку морские перевозки обходятся намного дешевле. Свернули или сократили проекты в рамках проекта «Один пояс, один путь» такие страны, как Мьянма, Малайзия, Непал и Пакистан, испугавшись непомерной кредитной нагрузки.

В марте 2019 года Италия стала первой западноевропейской страной, присоединившейся к этому проекту. Итальянский порт Триест подписал с китайской компанией «Чайна коммьюникейшнз констракшн компани» (China Communications Construction Company) соглашение, согласно которому Триест и другие итальянские порты будут логистически связаны с китайскими терминалами в Шанхае, Нинбо и Шэньчжэне. В Вашингтоне официально заявили, что участие Италии в китайском проекте подорвет международную репутацию страны и подвергнет серьезному испытанию американо-итальянские отношения.

Аналогичные сомнения высказала и Еврокомиссия, которая намерена «скорректировать» характер торгово-экономических отношений с Пекином, в том числе исправить дефицит в торговле и преодолеть барьеры, которые Китай выстраивает перед европейскими компаниями на своем внутреннем рынке. В этой связи Еврокомиссия разработала в отношении Китая программу из 10 пунктов, которая будет претворяться в жизнь. Французский министр экономики Брюно Ле Мэр заявил недавно, что китайские инвесторы хотят получить доступ к европейскому рынку и особенно к новым технологиям, но если это не будет приносить пользу Франции и Европе, то они — нежеланные гости.

Европейские компании требуют более жесткого подхода к Китаю. Объединение предпринимателей «Бизнес Юроп» (Business Europe) представило Еврокомиссии пакет из 130 предложений, призванных положить конец нечестной конкуренции и обеспечить европейцам доступ на китайский рынок. С 2013 года продолжаются переговоры о защите европейских инвестиций в Китае. Договор этот ввиду обструкции со стороны Китая до сих пор не подписан и шансов на его подписание в этом году мало. Наблюдатели связывают это с тем, что европейцы занимают слишком мягкую позицию на переговорах в отличие от президента США Дональда Трампа, который смог преодолеть сопротивление китайцев.

Особенную остроту «китайский вопрос» приобрел в связи с попытками компании «Хуавэй» внедриться на европейский рынок связи нового поколения 5G (в рамках концепции «Цифровой шелковый путь»). Вашингтон пытается саботировать попытки Китая и угрожает европейским партнерам. Однако борьба с концерном «Хуавэй» в Европе идет с переменным успехом. Несмотря на давление США, европейцы на определенных условиях готовы предоставить компании доступ к местному рынку связи поколения 5G.

Уже в этом году события вокруг «Хуавэй» развивались стремительно. 24 января Пентагон ввел практически полный запрет на продажу американской технологии компании «Хуавэй», нарушителей ждут жесткие санкции. Но, несмотря на давление Соединенных Штатов, 28 января правительство Великобритании дало «зеленый свет» на использование технологии «Хуавэй» в «неосновных» сетях 5G. Судя по всему, исключение составят только правительственные организации. 28 января Еврокомиссия дала «Хуавэй» разрешение на работу в сетях 5G, опять-таки с небольшими ограничениями. Это значит, что именно эта китайская компания будет участвовать в основных тендерах по строительству на европейском континенте сетей 5G.


Распечатать