Темпы роста российской экономики в 2020 году вырастут благодаря нацпроектам


Российской экономике удалось окончательно оправиться от кризиса 2015 2016 годов и вернуться к устойчивому росту. На фоне резкого увеличения стоимости углеводородов за тот же период темпы роста российского ВВП выглядят достаточно скромными, однако позитивная в целом динамика отражает еще не реализованный потенциал российского рынка и стремление государства диверсифицировать экономику страны, найти дополнительные источники дохода помимо нефти и газа, цены на которые могут сильно колебаться. Мы проанализировали состояние национальной экономики и оценили перспективы российского рынка на 2020-й год.

Основным фактором роста российской экономики в 2020-м останется личное потребление домохозяйств (50% ВВП). Ожидается, что доходы домохозяйств в этом году вырастут – причем как зарплаты (в том числе в госсекторе, на который приходится 28% от общего числа рабочих мест), так и пенсии. Темпы роста объемов кредитования замедлятся, но останутся на вполне комфортном для рынка уровне. Центробанк, учитывая замедление темпов инфляции до целевого значения (4%), может продолжить смягчение денежно-кредитной политики и снижение ключевой ставки (6% по состоянию на февраль 2020-го).

Ожидается, что начало реализации национальных проектов, объявленных президентом РФ еще в 2018-м, существенно подстегнет объем инвестиций в рынок и ускорит темпы роста российской экономики. В частности, одна из основных целей реализации нацпроектов – снижение доли населения, живущего за чертой бедности (14% на текущий момент). Для реализации этих проектов власти могут задействовать средства Фонда национального благосостояния. Ожидать радикальных перемен на российском рынке в результате реализации национальных проектов, впрочем, не стоит. Объемы инвестиций в российский рынок со стороны частного сектора, особенно иностранного, вряд ли будут расти, несмотря на попытки власти диверсифицировать экономику. Кроме того, западные санкции ограничивают доступ бизнеса к зарубежному финансированию. При этом получать кредиты на внутреннем рынке предпринимателям по-прежнему непросто, а обслуживание таких заемных средств обходится дороже.

Объем экспорта зерновых культур вырастет благодаря хорошему урожаю в 2019 году. Договоренности ОПЕК+ вряд ли позволят России существенно нарастить экспорт нефти, а ненефтяной экспорт (минералы, древесина, зерновые и масличные культуры, базовые и промежуточные промышленные продукты, транспортное оборудование) наверняка снизится из-за общего "охлаждения" спроса на мировом рынке. В то же время ожидается, что объемы импорта вырастут существеннее, чем объемы экспорта, несмотря на усилия властей заменить иностранные продукты местными аналогами.

Бюджетное правило, принятое в 2018 году, предусматривает дефицит госбюджета на период с 2019 года по 2024-й; цена барреля нефти прогнозируется на уровне около $40. Дополнительные доходы, полученные за счет продажи нефти марки Urals по цене выше ожидаемой, откладываются в резерв. На сегодняшний день размер Фонда национального благосостояния равняется примерно 7% российского ВВП, поэтому в ближайшие годы он наверняка будет активно использоваться в качестве источника государственных инвестиций. Доходы от ненефтяного экспорта составляют примерно 26% национального ВВП. Эти доходы используются главным образом для покрытия текущих затрат, в том числе выплаты субсидий (7% от ВВП). Несмотря на снижение, торговый профицит (11% ВВП в 2019-м), связанный с экспортом углеводородов (54% от общего экспортного портфеля страны) по-прежнему остается существенным. Если не принимать в расчет экспорт углеводородов, торговый баланс и счет текущих операций показывают негативные значения - дефицит 3% и 8% ВВП соответственно. Успехи властей в направлении импортозамещения остаются ограниченными. Пока явная позитивная динамика наблюдается только в сельскохозяйственном секторе. Дефицит финансового счета по итогам 2019-го составил около 1% от ВВП. Российский частный сектор прекратил процесс сокращения рискованных рыночных позиций, происходит отток иностранных инвестиций с российского рынка.  

РФ имеет удовлетворительные оценки в рейтингах Doing Business и Global Competitiveness (78/100 и 67/100), что говорит об относительно благоприятном инвестиционном климате. Также можно отметить, что все три крупнейших рейтинговых агентства - Moody's, Fitch и Standard & Poor's - оценивают кредитный рейтинг России как инвестиционный.

Минувший год завершился для российской экономики достаточно слабым ростом в 1,3%. В 2020 год власти смотрят с оптимизмом, и для достижения успеха даже были предприняты некоторые кадровые перестановки в правительстве. Мы считаем, что основным локомотивом для экономики станут национальные проекты, реализация которых предусмотрена за счет государственных инвестиций. Помощи от сторонних инвесторов ждать не стоит, ведь несмотря на приемлемый для инвестиций рейтинг, потенциальные "доноры" опасаются санкционных историй.

Вероятно, оживление среди потребителей, однако в целом внутренний спрос останется слабым. А вот вклад от экспорта углеводородов по-прежнему будет весомым, даже несмотря на ожидаемое снижение мирового спроса на нефть, которое будет продиктовано общим ослаблением мировой экономики.

Если внешнеполитическая ситуация не будет ухудшаться и мировую экономику не ожидают новые потрясения, то при прочих равных экономика РФ может достичь рост в 1,6%.


Распечатать